Компании: | 88 642 (+1) |
Товары и услуги: | 111 338 |
Статьи и публикации: | 6 569 (+1) |
Тендеры и вакансии: | 743 |
О бизнес-аналитиках правдиво
Встречаются высказывания, что бизнес-аналитик – это «высшее сословие» бизнес-консультантов. Возможно, так и должно быть. А что на самом деле? Давайте разбираться.
Согласно Википедии и другим материалам, бизнес-аналитик – это специалист, который вскрывает сложности в фирме и представляет их решение, применяя методы бизнес-анализа.
Точной формулировки бизнес-анализа ваш покорный слуга не отыскал, поэтому будем искать определения сами.
Анализ в общем – способ рассмотрения, предполагающий, что объект можно поделить на компоненты по определенным признакам и рассмотреть каждую часть саму по себе. Так составить образ общего.
В таком случае, бизнес-анализ – это комплекс способов, дающих возможность разобрать всю деятельность предприятия на составные части и рассмотреть их отдельно.
К примеру, можно раздельно разобрать:
· Стратегию развития,
· Создание оргструктуры,
· Разработку коммуникативных цепочек, включая регламенты и процессы,
· Разработку документооборота,
· Человеческие ресурсы,
· Схему мотивации, оплаты труда,
· Производственную структуру,
· Финансовую структуру,
· Схему подбора, адаптации и развития персонала,
· Административно-хозяйственную систему,
· Схему IT-обеспечения функционирования фирмы,
· И так далее.
Каждую из названных подсистем можно препарировать и рассматривать, изучая их еще более мелкие элементы.
Так, к примеру, при формировании иерархической структуры по технологии ASSETS детализация производится до одиночных операций (функций), осуществляемых сотрудниками. Нужно помнить, что в предпринимательстве как таковой анализ представляет теоретическую, но не практическую ценность. После этой детализации необходим обратный процесс – синтез. В технологии ASSETS – это составление системной карты, группировка разрозненных функций в блоки по заданным критериям. Следующий перевод Системной карты в организационные структуры.
Невозможно представить, что какой-то отдельно взятый профессионал, даже самый подготовленный, смог бы предложить абсолютный набор услуг управленческого консалтинга, реально мог бы разобрать все аспекты работы предприятия целиком, даже по представленному выше, ограниченному списку блоков.
Таким образом, напрашивается простой вывод, что у бизнес-аналитиков должна существовать специализация. А как только мы высказываемся о специализации, аналитик сразу же перевоплощается в консультанта.
На самом деле деятельность бизнес-аналитика соотносят с анализом и оптимизацией процессов в компании. Подобный специалист обязан быть с техническим образованием, разбираться в IT-технологиях, уметь доходчиво объяснять свои мысли.
Функция аналитика сводится к анализу процессов, вскрытию узких мест. К разработке предложений по оптимизации бизнес-процесса, экономии средств предприятия.
Еще один весьма важный момент – у аналитика в поле зрения процессы, а не работники. Это механистический подход к функционированию предприятия. Идея «кадры решают все» тут бездействует.
Основное для бизнес-аналитика – регулировка механизмов, а работники обязаны подстроиться под заданные алгоритмы, обслуживать их, функционировать в очерченных рамках.
Что, в общем-то, хорошо для условий, где «творчество» исполнителей противопоказано. К примеру, при большом количестве простых однотипных действий, выполняемых многими работниками. Например, при обслуживании клиентов предприятий фаст-фуда. Или при выдаче посылок и бандеролей на почте. Замена одного исполнителя другим никак не влияет на качество обслуживания потребителей. Регламенты и инструкции содействуют быстрому введению в должность новых сотрудников.
В более сложных обстоятельствах, например, при построении алгоритма планирования производства, когда необходимо принять во внимание:
· План продаж,
· Предоплаченные заявки,
· Производственные мощности оборудования,
· Ограничения при переходе с одного вида продукции на другой,
· График планово-предупредительного ремонта,
· Незавершенное производство,
· График отпусков,
· Наличие сырья и материалов,
· План обеспечения сырья,
· Другие важные моменты
функция бизнес-аналитика видоизменяется. Тогда, все-таки, нужны услуги управленческого консалтинга и бизнес-консультант, который создаст условия для переговоров между продавцами, производственниками, снабженцами, финансистами и другими работниками и отделами. Который выведет их за рамки своих сложностей, предоставит возможность рассмотреть процесс со стороны целиком, создаст условия для утверждения компромиссных решений. Роль аналитика ограничится переводом взаимных соглашений между сотрудниками в корректную задачу разработчикам программного обеспечения.
У бизнес-консультанта в фокусе внимания на организация взаимоотношений между работниками. Налаживание процессов делается для ускорения и облегчения решения работниками сложных вопросов.
Были изучены 20 вакансий на позицию бизнес-аналитика разного уровня (от руководителей до начинающих сотрудников) в Санкт-Петербурге. На дату - 27.11.2019.
Изучение не имеет притязаний на строгий количественный срез. Важны качественные характеристики, собирательный образ сотрудника, которого компании хотят видеть в своих рядах на посту аналитика.
№ |
Требования |
Кол-во |
1 |
Сбор, анализ требований заказчиков |
20 |
2 |
Подготовка ТЗ на создание ПО |
17 |
3 |
Отображение бизнес-процессов с помощью нотаций |
14 |
4 |
Подготовка пожеланий по оптимизации БП |
12 |
5 |
Подготовка документации для пользователей |
11 |
6 |
Создание концепции и архитектуры ПО |
6 |
7 |
Анализ экономической эффективности IT-проектов |
3 |
8 |
Участие в тестировании ПО |
3 |
9 |
Обучение сотрудников работе с ПО |
2 |
Таблица 1. Содержание работы аналитика.
№ |
Требования |
Кол-во |
1 |
Умение описывать БП с использованием нотаций |
18 |
2 |
Информированность об IT-продуктах |
15 |
3 |
Хорошие аналитические способности |
13 |
4 |
Хорошие навыки общения |
13 |
5 |
Образование высшее (техническое, экономическое) |
12 |
6 |
Способность доносить мысли |
9 |
7 |
Умение оперировать большими массивами данных |
5 |
8 |
Владение английским языком (разговорным, техническим) |
4 |
Таблица 2. Требования к аналитику.
Первое ощущение. Бизнес-аналитик – высококлассный технарь, он же классный коммуникатор. Вы таких людей часто встречали?
Я припоминаю такого только одного за всю жизнь. Так кого же хотят найти работодатели? И каков шанс отыскать такого сотрудника?
В общем, если говорить о бизнес-аналитике, то это технический специалист, который в состоянии выяснить потребности клиентов. Пояснить клиенту, что можно автоматизировать, а что нет, как автоматизировать. Оформить нужды заказчика в виде ТЗ для разработчиков программного обеспечения. Описать процессы с помощью нотаций. Принять завершенный продукт от программистов. Разработать понятную (!) инструкцию для пользователей. Быть связкой, переводчиком между клиентами и разработчиками ПО.
Только в двух вакансиях намеренно сделан упор непосредственно на оптимизации процессов. В остальных вариантах слово «оптимизация» упоминается в общем списке иногда полной, иногда неполной избитой фразой: «Анализ, описание, оптимизация бизнес-процессов».
1. Существует явное несовпадение между определением понятия бизнес-аналитик и толкованием этого понятия работодателями, По крайней мере, в России.
2. В поле зрения бизнес-аналитика процессы. Задача людей сводится в обслуживании процессов.
3. В зоне интересов бизнес-консультанта сотрудники. Роль процессов – обслуживание взаимосвязей между работниками.
4. Бизнес-аналитик в России – это вариант консультанта, специализирующегося на сборе информации от заказчиков, формулировке целей разработчикам программного обеспечения, отображении процессов с помощью нотаций. Посредник между заказчиком и разработчиком ПО.
5. Мы видим очередную подмену понятий. Бизнес-аналитик – узкий специалист, сконцентрированный на корректной постановке и реализации задания по автоматизации процессов, в отдельных случаях их оптимизации. Как ранее случилась подмена понятий: менеджер – продавец.
6. Не стоит думать, что бизнес-аналитик – панацея. И что, наняв такого специалиста, получится решить множество проблем в организации. Разрабатывать и оптимизировать процессы все равно будет вынужден руководитель предприятия (устно или в виде текста), может быть, с помощью бизнес-консультанта. Бизнес-аналитик лишь составит понятное ТЗ на автоматизацию, опишет процессы с помощью нотаций (разработает блок-схему).