Перед Правительством и Министерством финансов, косвенным образом, поставлена задача максимизации налоговых сборов, что осуществимо через выведение бизнеса из тени.
Данная статья посвящена обзору и анализу официальных документов 2017 года направленных на ужесточение мер к уклонистам от уплаты налогов и любителям использования «налоговых схем».
Поправками, внесенными в Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривается субсидиарная ответственность по обязательствам должника, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий или бездействия контролирующего должника лица, а также субсидиарная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу заявления должника в арбитражный суд. Регламентирован порядок возмещения должнику убытков, причиненных ему лицами, имеющими фактическую возможность определять действия юридического лица, в случае введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Другими словами, к ответственности за непогашенные долги обанкротившейся компании могут быть привлечены должностные лица из состава руководства компании.
Кроме того, Федеральный закон No266-ФЗ от 29.07.2017, конкретизировал понятие «контролирующее должника лицо», очертил круг обязанностей саморегулируемой организации арбитражных управляющих, регламентировал порядок расчета суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего и установил перечень документов, предоставляемых для включения сведений в единый государственный реестр, при создании новой НКО в результате реорганизации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях пополнился административной ответственностью административных управляющих за нарушение требований нормативных правовых актов и Федеральных законов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, а также за нарушение сроков исполнения предписания федерального органа исполнительной власти, об устранении нарушений законодательства.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» предусмотрел уголовную ответственность для организаций и физических лиц за уклонение от уплаты страховых взносов (в т.ч. взносов «на травматизм»).
Внесенные изменения в ст. 198, 199 УК РФ, уровняли ответственность за неуплату взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование с ныне действующей ответственностью за неуплату налогов. Статья 199.2 УК РФ (п. 6 ст. 1 Закона No 250-ФЗ) предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых может быть принудительно взыскана недоимка по налогам.
Таким образом, уголовная ответственность за неуплату налогов и взносов теперь распространяется как на налогоплательщиков так и на плательщиков взносов и предусматривает наказание в виде принудительных работ или лишения свободы до трех лет (в случае особо крупных размеров — до семи лет).
Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширил перечень контролируемых сделок, запретил вычет НДС по товарам, приобретенным за счет бюджетных субсидий и вычет НДС по товарам, которые не использовались в деятельности, облагаемой НДС, уточнил круг облагаемых НДС операций по оказанию электронных услуг иностранным организациям, а также предусмотрел ежегодный рост суммы фиксированного взноса ИП.
Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую налогового кодекса Российской Федерации» No163-ФЗ от 18.07.2017 года не допускает уменьшение налогоплательщиком налоговой базы, суммы налога к уплате в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения. При этом, ИФНС должна доказать факт умысла ухода от налогов, поскольку налогоплательщик имеет право на ошибку, опровергнуть реальность сделки и не должна использовать формальные недочеты компаний.
Дробление бизнеса, широко рекомендуемое известными бизнес-тренерами в качестве метода снижения уровня налогообложения и чуть ли ни главного направления оптимизации налогообложения, показало свою несостоятельность. Определение КС РФ No1440-О от 04.07.2017 года продемонстрировало солидарность Конституционного суда РФ с налоговым органом относительно неправомерности применения схем ухода от налогов. Вместе с тем, само дробление бизнеса, если оно обусловлено разумными экономическими или иными деловыми целями, не является противозаконным. На этот счет ФНС России в письме No СА-4-7/15895@ от 11.08.2017 г. дала свои пояснения.
Все перечисленные документы наглядно доказывают серьезность намерений налоговых и правоохранительных органов в части ужесточения налоговой дисциплины.