Деловая сеть Санкт-Петербург
Компании:88 642 (+2)
Товары и услуги:111 338
Статьи и публикации:6 569 (+1)
Тендеры и вакансии:743

Можно ли скрещивать семинар и тренинг
Информация может быть не достоверна

Можно ли скрещивать семинар и тренинг
20.12.2017
Последнее время в Интернет стали появляться предложения по проведению семинаров-тренингов. Сразу возникает вопрос: «Что же это за зверь-то такой? Странная какая-то помесь! »

Захотелось все-таки определиться, можно ли «скрещивать» понятия «семинар» и «тренинг»? Какая польза от подобного скрещивания, кому? И выживет ли эта новая «порода».

Определения.

И так. Обратимся для начала к Википедии.

Семинар (лат. seminarium — буквально: «рассадник», «теплица») — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знанийумений и навыков и социальных установок. Тренингдостаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Хочется сразу же выделить слова:

  • Знания,
  • Умения,
  • Навыки.


Знания
 — это когда человек знает, как нужно что-то делать. Например, прочитал или от кого-то услышал, как нужно управлять автомобилем, варить борщ, руководить, вести переговоры, прыгать с парашютом.

Теперь он точно знает, как это делать. И даже может подискутировать с другими об этом. Порой даже научить, как это должно быть. Со стороны же всегда виднее.

Умения — это когда человек уже умеет что-то делать. Уже может ездить на автомобиле по площадке и по городу, два-три раза приготовил борщ, сверяясь с рецептом. Уже предпринял какие-либо шаги, как руководитель. Так или иначе, проводит переговоры, постоянно помня, что сначала нужно установить контакт, потом собрать информацию, использовать воронку вопросов и т.д. И, даже пару раз прыгнул с парашютом.

Интересно, что на этом этапе желание учить других как-то убавляется.

Навыки — это умения, доведенные до автоматизма. Человек ездит на автомобиле и не замечает, когда включил поворот, переключил передачу. Для приготовления борща уже не нужен рецепт, да и компоненты добавляются на глаз (так еще и вкуснее). Во время переговоров он позволяет себе отклоняться от шаблона в зависимости от ситуации, и вообще, думает совершенно о других вещах. Прыжки с парашютом воспринимаются, как нечто обыденное и уже не так щекочут нервы.

Говорят, что для того, чтобы какое-либо действие вошло в привычку (навык), его нужно проделать в среднем 200 раз.

А вот здесь профи задумается, учить ли других, поскольку прекрасно понимает, что освоить навыки самому — это одно. А обучить навыкам других — совершенно иное, здесь нужны особые навыки.

Теория компетентности.

Обратимся к «Теории компетентности» (рис.1).

Компете́нтность (от англ. competence) — cовокупность компетенций (т.е. способностей применять знания, умения); наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Разница между знаниями, умениями и навыками наглядно видна на рисунке 1.

Барьеры.

При переходе от бессознательной некомпетентности к знаниям, умениям и навыкам человек неизменно сталкивается с определенными барьерами, которые приходится преодолевать: дефицит времени, внутренние психологические барьеры и др.

У разных людей высота барьера разная.

Есть люди-деятели, которые очень быстро погружаются в опыт, начинают что-либо делать сразу. У таких людей барьеры минимальные, они довольно быстро осваивают новые приемы, навыки. Они выигрывают в скорости освоения навыков. Но есть и свои недостатки, есть некоторая бессистемность. Путь получается извилистый.

Есть люди, которые любят сначала все оценить и взвесить, выстроить систему. А потом уже действовать. У таких людей барьеры, как правило, выше, они проигрывают в скорости развития навыков. Но компенсируют недостатки за счет сокращения пути.

Поэтому средняя скорость обучения на длительных промежутках времени у первых и вторых примерно одинаковая (ну если человек не совсем уж тормоз).

Уточним определения.

Вернемся к семинарам и тренингам.

Семинар дает определенные знания, позволяет преодолеть первый барьер (рис.2). После семинара человек может самостоятельно что-то попробовать и сделать. Таким образом, самостоятельно преодолеть второй барьер. Как правило, на семинаре самую большую нагрузку получает такая часть тела человека, как мозг.

Тренинг позволяет в комфортной, безопасной обстановке преодолеть второй барьер (рис.2) и получить умения за более короткий промежуток времени. На тренинге уже включаются и тело, и психика. Опять же, дальше можно самостоятельно использовать полученные умения и развить в себе навыки.

Серия тренингов позволяет в комфортной, безопасной обстановке снизить и третий барьер (рис.2). Развить в себе навыки за более короткий промежуток времени. И далее совершенствовать их.

И еще немного об отличиях.

На семинаре все-таки приходится много сидеть. Устают спина, шея и «пятая точка».

На тренинге человек двигается. Меняются виды деятельности. Тренинг проходит, как правило, очень динамично. Время проходит незаметно.

Помню, как приехал участник «из глубинки» на двухдневный тренинг по направлению от предприятия. Подошел в начале и сказал, что он впервые в Санкт-Петербурге, и основная цель — посмотреть город. Что посидит первые два часа до перерыва, а потом уйдет. В перерыве этот участник сказал, что посидит до обеда…, да так и остался до конца. Сказал, что успеет еще посмотреть город.

И все-таки. Семинар или тренинг?

Давайте выйдем за рамки «семинар-тренинг» и посмотрим на процесс обучения шире (табл.1).

Что?

Как получить?

Знания Книги, аудиокниги, семинары, вэбинары, конференции, лекции, общение  с коллегами.
Умения Тренинги, практикумы, личный опыт.
Навыки Серия тренингов, личный опыт.

Табл.1. Классификация «коротких» обучающих программ.

Если вы хотите получить знания и хорошо воспринимаете информацию визуально, читайте больше книг.

Если вы хотите получить знания и хорошо воспринимаете информацию на слух, отдайте предпочтение аудиокнигам, семинарам, вэбинарам, лекциям.

Если вы хотите получить умения, научиться что-то делать с меньшими психологическими и временными затратами, пожалуйте на тренинг.

Если вы хотите быстро и комфортно получить навыки, пройдите серию тренингов.

Если вы поняли, что уже владеете достаточно большим количеством навыков и умений, при этом осталась потребность в развитии, вернитесь к книгам, аудиокнигам и конференциям.

Ну а общение с коллегами полезно всегда.

Заключение.

1. Семинары и тренинги — это принципиально разные способы обучения.
Уважаемые коллеги бизнес-тренеры. Я понимаю, что «семинар-тренинг» легче продвигать, как услугу, особенно в Интернет, можно больше заработать. Но давайте все-таки не будем скрещивать «бульдога с носорогом», а «ужа с ежиком», и вводить в заблуждение тех, кто приходит обучаться.

2. Уважаемые обучающиеся. Прежде чем принять решение о посещении обучающего мероприятия (семинара, тренинга и др.), определитесь с той формой обучения, которая является наиболее комфортной для вас в данный момент. Если вам предлагают «семинар-тренинг», уточните, что же это все-таки на самом деле, семинар или тренинг. Еще раз подсказка. На семинаре вам много рассказывают и, вы почти все время сидите (как на лекции). На тренинге около 70% времени отводится на практические упражнения, вы двигаетесь.

3. Обучение — процесс непрерывный, циклический. Учатся все, в том числе и тренеры. Не стойте на месте, развивайтесь постоянно. Помните, что «любая организация умирает в тот момент, когда она перестает развиваться» (Генри Форд). А развитие организации обеспечивается через развитие (обучение) людей, которые в ней работают.

Учитесь на здоровье!

07.11.2011

посмотреть все (2)

Другие статьи и публикации компании:

Корпоративное обучение Корпоративное обучение
Информация может быть не достоверна
Корпоративное обучение, развивая навыки, знания и умения предполагает сплочение коллектива, формирование команды, улучшение взаимоотношений и внутри подразделений, и между подразделениями компании.
20.12.2017

Статьи и публикации других компаний:

Семинар «Умные родители – богатые дети» в Петербурге! Семинар «Умные родители – богатые дети» в Петербурге!
Информация может быть не достоверна
Теория и практика воспитания Рокфеллеров в семье – приготовьтесь получить знания, которые помогут вырастить финансово успешных детей!
27.04.2012
Вся правда о бизнес-тренингах! Что нужно знать, чего опасаться и чего избегать при заказе тренингов...
04.01.2013
По‐давец или продавец? кого иметь выгоднее? По‐давец или продавец? кого иметь выгоднее?
Информация может быть не достоверна
По мнению Ларисы Цветовой сегодня можно выделить три типа продавцов.
24.06.2014
Перевод аудио, видео файлов в текст. Расшифровка записей с диктофона. Набор и распечатка текста с голоса. Расшифровка аудиофайлов, видеофайлов интервью, семинаров, конференций, бесед. Для радио и ТВ
19.11.2009
У вас есть диктофонная запись. Нужно сделать текстовую распечатку аудиозаписи или расшифровать диктофонную запись. Перевести аудиозапись с диктофона в текст (Word) можно в компании "Свежие Материалы".
08.02.2010
На что можно «купить» покупателя?
Информация может быть не достоверна
Семинар для руководителей, маркетологов, товароведов продовольственных магазинов
22.03.2013
Информация о продавце
  • +7 (911) 253-43-88
  • г. Санкт-Петербург, наб. реки Смоленки д.2
  • trening-ru.ru
Тренинг-центр «Руководитель» находится в Санкт-Петербурге и предоставляет бизнес услуги для организаций: - Организационный, управленческий консалтинг, - Тренинги, семинары, очные и дистанционные.
×