Компании: | 88 642 (+2) |
Товары и услуги: | 111 338 |
Статьи и публикации: | 6 569 (+1) |
Тендеры и вакансии: | 743 |
Сад космических размышлений, который находится в шотландском городе Дамфасе, по праву называют одним из самых оригинальных и интересных на планете. Создателями данного произведения искусства являются два таланта — известный архитектор-постмодернист Чарльз Дженкс и его жена — ландшафтный дизайнер Мегги Чесвик. Мегги стала наследницей поместья Портрэк Хаус в 1988 году, и тогда у супругов возникла идея создать миниатюрный сад-Вселенную. Он создавался с целью показать процесс рождения и развития Вселенной, определить место человека в этом необъятном пространстве и еще раз напомнить, что наука является лишь маленьким лучиком в беспросветном пространстве неизведанного.
В процессе работы над проектом Чарльза вдохновляла фрактальная геометрия, а Мегги — китайская философия, наполненная гармонией и мудростью. Спустя год парк был готов к открытию. В результате здесь появился сад площадью 16,2 га, наполненный плавными, волнистыми и кривыми линиями рельефа. Сродни китайской миниатюре, они отражают размышления о Космосе, возникновении Вселенной и смысле человеческой жизни.
Так как парк является частной собственностью, владелец открывает его двери для посетителей только один день в году. Участникам ландшафтных поездок Международного Центра «Зеленая стрела» осенью 2014 года посчастливилось побывать не только в частном саду Ч. Дженкса в Шотландии (по личном договоренности с самим архитектором), но и посетить общественный парк в Милане, выполненный им и его командой садовников в том же стиле.
Специалисты ландшафтного дизайна и архитектуры поделились с журналом "Новая парковая культура" своими впечатлениями, которые они пережили при посещении этих садов.
Наталья Зайцева, Москва, ландшафтный дизайнер:
«В частном саду Дженкса мы можем наблюдать удивительный эффект столкновения, сочетания и гармонии двух, казалось бы, противоположных течений. Первое из них рассматривает сад как текст, написанный автором и читаемый каждым посетителем по-своему. Второе показывает нам содержание этого текста не как философскую или религиозную концепцию, как бывало уже в классических садах, а как концепцию научную. Множество деталей возвращают нас к открытиям XX века, из взаимодействия которых возникает множество отдельных оригинальных и потрясающе красивых мест: готически белый и за счет этого совершенно не мрачный сад «Кости берез», затягивающий Mobile in mobilis – «Сад черной дыры» и неописуемой красоты «Сад холмов улитки и слизняка», сад-ребус «Бабушкин сад» c девизом «Наследственность и наследие».
Кроме материального, передано также и культурное наследие: для сада характерен классический английский набор культур и приемов планировки. В нем можно увидеть две скульптуры разворачивающихся спиралей ДНК, которые стали демонстрацией биологического механизма наследования. Тем не менее, часть полученного наследия каждым поколением используется и интерпретируется по-своему.
Будоражит воображение традиционный английский газон, перевернутый вверх корнями и сделанный из рулонов, трава которых находится внутри. Общее впечатление непередаваемо словами, так как сад воздействует на чувства и разум одновременно. Самые красивые сады — те, что с внутренним стержнем, девизом, прочитать и расшифровать который — огромное удовольствие. Сады Дженкинса — именно такие».
Маргарита Ломбарди, доктор агрономии, садовый журналист (Милан):
«Сад Nuovo Portello в Милане был построен в заброшенном участке города, где ранее располагался автомобильный завод «Альфа Ромео». Работы начались в 2005 году с вывоза промышленного мусора, остатков от завода, который оказался дорогим удовольствием.
Владелец территории увидел работы Дженкса на биеннале в Венеции. Подход Дженкса с применением геопластики был оптимальным вариантом, к тому же его сады всегда очень концептуальны и символичны. В Nuovo Portello броско представлены концепции времени, движения, ритма и музыки. Территория сада сегодня — 63 тыс. кв. м, но в будущем должна увеличиться до 80 тысяч, также здесь должна появиться сцена для проведения мероприятий.
Сад состоит из трех холмов, которые символизируют предысторию, историю и настоящее. Первый холм отражает мысль о зарождении галактики, путь к звездам. Высота одного холма составляет 14 метров, другого — 10, третий холм со скульптурой в форме ДНК расположен наверху, путь к нему по спирали составляет 500 метров. Холм, посвященный настоящему, имеет форму торта, спираль ДНК традиционно стала символом наследственности и рождения. Мощение галькой отображает традиционный итальянский стиль, а водоем зимой планируются использовать в качестве катка. В следующей очереди строительства будет создана сцена для мероприятий. Парк является общественным, собственник участка воплотил проект и передал сад городу, правда, ухаживать за ним продолжает самостоятельно. Парк, для которого характерен сложный рельеф, 22704 кв. метров газонов и 2082 погонных метров живых изгородей, очень дорогой в уходе. В перспективе деньги на это будут выделяться из городского бюджета, чем очень обеспокоена общественность. Но в целом пространство преобразовалось и стало посещаемым, в какой-то степени его можно назвать туристическим объектом».
Мария Грозева, ландшафтный архитектор, София, Болгария:
«Многие ландшафтные архитекторы используют символику в своем творчестве, и Дженкс, как один из наиболее ярких представителей постмодернизма, — не является исключением. В этом саду спираль стала его главным концептуальным элементом, а также земля как стихия. Сад имеет относительно небольшую площадь, где присутствуют зоны активности, призывающие к движению, и пассивные зоны, например, возле водного зеркала. Зоны при этом связаны между собой, хотя это не всегда заметно, а растения для него вторичны. В то же время разные виды растений стали геометрическими композициями, которые соединяют отдельные зоны. Этот специфический дизайн создает потребность к движению в пространстве сада».
Специалисты петербургской компании "Авилегия":
Светлана Сизова:
«Сад удачно решен по композиции и раскрывает разные видовые точки, для него характерно интересное использование дорожных покрытий и сочетаний между ними».
Людмила Васенко:
«Сад является выражением стремления вверх, к космосу, связи земли и неба. Поднимаясь по холму, можно увидеть, как в водоеме внизу, будто в зеркале, открываются новые ракурсы. Ассоциация со ступенями жизни, подымаясь по которым, человек развивается».
Издательство благодарит директора Петербургского Международного Центра ландшафтного искусства «Зеленая стрела» за предоставленные авторские фотографии и интервью.