Компании: | 88 645 (+1) |
Товары и услуги: | 111 338 |
Статьи и публикации: | 6 569 |
Тендеры и вакансии: | 743 |
© Денис Паничкин
Книга «Сайтолитератор» - http://beris-i-delaj.3dn.ru/index/saytoliterator/0-2 - это новое слово в продвижении сайтов. Адресована она тем, кому нужны: содержание, а не «контент»; качественные привлекательные ресурсы в Интернете, а не первые места в поисковых настраиваемых программах; настоящие покупатели или заказчики, а не любопытные посетители сайтов.
Книга подразделяется на две части: критику и рекламу. Основным объектом критики являются так называемые «продающие тексты», но они анализируются и критикуются не сами по себе, а как проявление так называемой «полусветовой экономики». Полусветовая экономика отграничивается одинаково от настоящей (открытой) и от теневой экономики: она существует легально, не создаёт новой стоимости, а только перераспределяет её, причём делает это самыми общественно вредными способами – паразитируя на настоящей экономике. Особым субъектом манипулирования и паразитирования являются оценщики (например, «рейтинговые агентства»), вся общественно вредная деятельность которых сводится к тому, чтобы хорошее объявить плохим, а плохое – хорошим, при этом всё оставляя «на своё усмотрение» в каждом отдельном случае.
В отношении к рекламе в Интернете полусветовая экономика проявляется так: создаётся миф, что высокие позиции в поисковых программах обязательно означают большие объёмы продаж. При этом расчёт делается на пользовательскую лень, что дальше 10-20 мест в «поисковиках» пользователи не смотрят почти ничего. Следующий этап мифологизации – о том, что нужны специальным образом написанные тексты, чтобы поисковые программы отдали предпочтения тем или иным сайтам. И затем выходит на авансцену то, ради чего такие мифы создавались: компании по «продвижению сайтов», они же «SEO-оптимизация», и «копирайтеры высоких гонораров». Все они по завышенным ценам сбывают эти самые манипулятивные примитивные тексты. Особо отмечается деятельность одного из таких «копирайтеров-манипуляторов» - Артура Гранта. Раскрывается структура доходов таких манипуляторов: посредничество через систему «фрилансовых ресурсов» и «текстовых-литературных негров», участие в «тусовках» крупных компаний, обман по сбыту так называемых «курсов успешности» по завышенным ценам. Артур Грант хвастается тем, что работает с теми, где «вращаются большие деньги». Но в «Сайтолитераторе» вопрос поставлен иначе: откуда и как эти деньги попадают туда, где вращаются. И ответ только один: отъёмом у настоящей экономики посредством махинаций и приписок.
Оценка деятельности Артура Гранта как частного случая манипуляций в Интернете – на основе анализа его блога - дана надлежащая: «воинствующее невежество, лишенное элементарной культуры, которое умеет только «продавливать» свое крайне субъективное и непрофессиональное представление, используя элементарные приёмы жёсткой манипуляции. Но претендует при этом чуть ли не на обучение тому, как правильно жить. Вспоминается Полиграф Полиграфович Шариков, который «в присутствии двух людей с университетским образованием» давал «советы космического масштаба и космической же глупости».
И всего две небольшие фразы, приводимые в «Сайтолитераторе», - это уничтожающая критика «копирайтинга». «Не топор тешет, а плотник» - то есть продающие тексты ничего не продают, даже их самих продают по завышенным ценам артуры гранты и виталии гандзии, зная при этом настоящую цену (всегда вспоминается заказ на Weblancer.net 2011 года: за 100 рублей написать 10 положительных отзывов на книгу Парабеллума и Мрочковского «Бизнес без правил. Как разрушать стереотипы и получать сверхприбыль»). А вторая цитата – из стихов Леонида Мартынова: «Каких бы эликсиров не глотали, а по душе нам натуральный мёд».
«Копирайтинг высоких гонораров» ничего общего с творчеством не имеет. Он – насмешка над творчеством. Это - обман потребителей. Но всегда есть люди, которыми трудно управлять, в любом случае – в здоровом и неутомлённом состоянии. Как правило, они самостоятельны и ответственны. А это значит, что не стоит равняться на грантов и каплуновых, а отдавать предпочтение тем, кто пишет хорошо.
Именно такой подход продвигается во второй – рекламной части. Человека, который пишет по-настоящему качественные, привлекательные тексты (а не «продающие»), как бы небольшие статьи-эссе, тексты-рассказы, копирайтером называть не следует. Подходящее слово для такого обозначения – сайтолитератор. Это естественная и здоровая конкуренция, а не манипулятивные тексты со скрытыми унижениями. Это – соединение забытых профессиональных знаний, умений и навыков в соединении с возможностями, которыми неправедно пользуются сейчас «копирайтеры». И не следует считать, сколько знаков в тексте, сколько следует заплатить за 1000 знаков и сколько и каких «нужных слов» в тексте. Работа должна быть творческой, а не «креативной», а вознаграждение за неё – это мера справедливости и обязанность заказчиков.
«SEO-оптимизации» противопоставляется иной подход – заполнение сайта собранием интересных текстов на выбранную тему. Разумеется, тексты должны быть оригинальными, грамотно написанными, соответствующими теме Интернет-ресурса или дополняющими её (в частности, для страховых компаний будет уместен текст по истории страхования в России, для туристических организаций – рассказы о странах, в которые организуются поездки, для товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов - о доходных домах Санкт-Петербурга). Надо сказать, что эти тексты – именно потому, что они соответствуют теме сайта, - содержат нужные слова, именуемые «ключевыми», но создаются не ради этих слов и тем более позиций в поисковых системах.
Поисковые системы – это программы, в значительной степени настраиваемые заинтересованными лицами, но всё контролировать эти заинтересованные лица не могут, и нередко вопреки их желаниям и всем «настройкам», Интернет-ресурсы, реализованные без помощи «SEO-оптимизации», но с интересным содержанием, начинают привлекать посетителей.
Разумеется, такой подход по душе не всем, но в «Сайтолитераторе» есть не только выражение «права отказать в обслуживании любому», но и отдельная глава, где – возможно, впервые в истории работы на заказ – говорится подробно, кому и на каких основаниях может быть отказано (например, табачным компаниям, финансовым махинаторам, игорному бизнесу и др.). Кроме того, тексты должны строиться в соответствии с рекламной этикой. Предполагается в своих рекламных текстах придавать больше значения труду. Сама практика сайтолитератора – это труд, так как писать «продающие» тексты сейчас кинулись многие, совершенно забыв при этом, что тексты могут быть просто интересными, живыми и соответствовать теме сайтов.
Сайт должен быть выполнен качественно, содержание и оформление должны соответствовать заданной теме, как если бы это была книга, интересная по содержанию, написанная нормированным литературным языком и с хорошими иллюстрациями. Приёмы «бульварной» литературы с манипулятивными выражениями, скрытыми унижениями, а также махинации и приписки должны быть навсегда изгнаны из практики разработки сайтов.
Страницы сайта – это как бы главы книги, и они должны быть взаимосвязаны. Возможный вариант – сборник рассказов, но ведь рассказы в сборнике подбираются по кустовому правилу (у них что-то должно быть общее).
И сам сайт в целом, и тексты отдельных страниц для него должны разрабатываться для людей - живых пользователей, а не для поисковых программ. Программы и места в них – это не покупатели, и первое место по положению в той или иной поисковой системе вовсе не гарантирует много покупателей. «Продаётся – многое, раскупается – лучшее». И именно лучшее, а не «первое» предлагается в новом подходе к разработке сайтов.