Написала работу по методологическому наследию, разработала свою методику, стал вопрос с её красивым названием. Тут письмо, с вопросом по Port De Bras, отвечать было обязательно.
Середина 80-х годов (кажется, описываемое было в 1985-ом). Ленинград, ЛАХУ им. А.Я.Вагановой. В магазинах - шаром покати, ребенок, ученица, вечно голодная. Традицию дарить педагогам конфеты и печенье, большевики не смогла изжить у советских граждан за все время существования СССР (не худшее из наследий царского режима, кстати :-) ).
В.Мей - Варвара Павловна. Легендарный педагог, это она и Надежда Павловна Базарова написали гениальную книгу, учебник "Азбука классического танца".
Варвара Павловна, когда я с ней познакомилась, была для меня маленькой сухонькой старушкой (В.П.Мей 1912-го года рождения), с очень пронзительным, резким голосом, строгая и... вообщем страшно было, ребенку.
В ЛАХУ, она, тогда, уже не преподавала ( это было после 1975-го года), и занималась научной работой, но часто приходила в училище, и не редко, заходила на занятия наш класс (педагог В.П. Цырулева).
Человек она была добрейший и очень внимательная к ученикам. Хотя, мы, тогда, это не совсем понимали. Она делала различия между теми кто "не хочет" и у кого "не получается".
У ленинградских педагогов ЛАХУ приводить учеников к себе домой, было в традиции. Приглашали, естественно, не для того чтобы поговорить "за жизнь", а чтобы наделать замечаний, поддержать домашним уютом, особенно нас, интернатских и разобрать не получающееся на занятиях. Конечно, без традиционной ленинградской чашки чая не обходилось. Ну а к чаю, естественно, полагалось что-то "приложить". Я не случайно упоминала, что в магазинах пусто, а традиция дарить педагогам конфеты и печенья сохранилось со времен Цусимской битвы.
Варвара Павловна очень давно, судя по тому, что второе издание "Азбуки классического танца" случилось в 1964-м году, начала получать такие подарки. Сама она их, похоже, употребляла не часто, зато с радостью делилась, угощала. Бутерброд, ученице предлагать - моветон, да и "не положено", а вот печенюшку - очень даже бон тон.
Передо мной стоит чашка с чаем, Варвара Павловна достает большую жестяную коробку, полную очень красивого печенья. В магазинах такого я никогда не видела и вообще, от него исходило что-то, что говорило о том, что оно, печенье, было современником Агриппины Яковлевны.
Есть - хочу!! Педагога - почти боюсь (но очень интересно), печенюшку не прокусить, не сломать, взорвать нечем. Но, его же можно размочить!! Еще вкуснее будет - сочное, мягкое, теплое, вкуснатища!! Проходит три минуты замачивания, результат еще далек, но меня же не гонят, только пришла.
Варвара Павловна очень любила огорошить вопросом:
- Три кита балета?!
Я должны была тут же, быстро, почти по военному доложить:
- Выворотность, устойчивость и координация.
Если я с ответом мешкала или отвечала не "браво", то бровь Варвары Павловны поднималась, взгляд гневный, с недоумением и... мне казалось, что я останусь не только без печенюшки, но и голова с плечь.
В этот раз вопрос был:
- Как и чем мы начинаем делать Port De Bras?
Я судорожно вскакиваю на ноги, начинаю суетно "работать" руками, открывать, закрывать, поднимать на верх и, все это сопровождаю головой, глазами, в конце-концов меня останавливают. Помню голос:
- Правильно, деточка, ВСЕ PORT DE BRAS НАЧИНАЕМ ДЕЛАТЬ ГЛАЗАМИ!
Я, почти счастливая, возвращаюсь к чашке с чаем: печенюшка в ней утонула, расползлась. Хотела её, в новой реинкарнации, теста, выловить ложкой... но, "допрос" только начинался. Тогда я посчитала, что "вечер не удался". Сейчас - что мне очень повезло!
День сегодняшний: вечер, выпила чаю, с подаренным мне очень вкусным, рассыпчатым печеньем.
Название для работы пришло само: "Ленинградская школа балета - XXI век"