Компании: | 88 642 (+2) |
Товары и услуги: | 111 338 |
Статьи и публикации: | 6 569 (+1) |
Тендеры и вакансии: | 743 |
Продолжение. Начало см. публикацию от 28.10.2010
У меня за восемь лет практики таких случаев было три. В первом случае клиент не платил мне три месяца, ссылаясь на какой-то кризис. (Для справки: это было кризиса 2008-2009 годов). При этом все прочие оплаты он делал вовремя. Когда мое терпение закончилось (а это было перед квартальной отчетностью), я поставила его перед выбором: либо оплата долга за предыдщий квартал, либо свою отчетность он может готовить и сдавать сам.
Разумеется, клиент был возмущен таким «ультиматумом». Он писал мне гневные письма, звонил, убеждал и т.д., но платить все равно отказывался. В конце концов мы кое-как договорились: он заплатил и получил свою отчетность. К нашему взаимному удовольствию после этого мы расстались.
Второй случай был с клиенткой, которая почему-то решила, что я «слишком часто езжу в отпуск». Это было странно слышать, потому что в отпуск я езжу исключительно в периоды «отчетного затишья», и мое отсутствие никак не сказывалось на тех услугах, которые я ей оказывала — расчете налогов, зарплаты и подготовке квартальной отчетности. Подставлять клиента под удар налоговой во время своего отсутствия — это противоречит здравому (бухгалтерскому) смыслу. Кроме того я работала по договору, как поставщик услуг (как тот же банк, например), а не была штатным бухгалтером в компании своей клиентки. Мое напоминание об этом действия на нее не возымело.
После этого последовал едва ли не месяц переписки, в которой клиентка требовала от меня предоставить ей ее базу, а я отвечала, что действую в соответствии с договором и сделаю это только когда она погасит свой долг (за два месяца). Так оно в результате и получилось. Излишне говорить, что осадок от этого остался не самый приятный.
Третий случай еще не завершился. Это, что называется, комедия в действии. Комедия — потому, что требование, которое мой (бывший уже) клиент предъявил мне не вписывается ни в драму ни тем более в трагедию. После трех лет работы в режиме ежемесячных посещений его офиса мне было передано (через штатного сотрудника), что «меня хотят видеть чаще». Зачем, спросила я. Если претензий по качеству услуг до сих пор не было, если все, что надо и так делалось в срок и в полном объеме, какой смысл мне бывать у вас чаще? А вот просто так, потому что так хочет начальник — такой приблизительно был мне ответ. Мои услуги за предыдущий месяц при этом были оплачены только наполовину.
Причину столь странного выкрутаса я попыталась выяснить в письме, которое направила клиенту, но ответа так и не получила. Поэтому о том, чем закончится этот случай я (возможно) расскажу, когда узнаю сама.
В том, что не все клиенты одинаково пунктуальны (или принципиальны), когда речь идет об оплате бухгалтерских услуг, ничего нового нет. Такова человеческая природа, и с ней уполномоченным бухгалтерам приходится считаться. То, что клиентов не волнует, какое мнение о них останется у их бывшего бухгалтера — это тем более понятно. Подумаешь, какой-то там бухгалтер! Согласна. Подумаешь!
Удивительно другое — то, что предприниматель, т.е. человек, который понимает суть коммерческих отношений, когда дело касается оплаты бухгалтеру за последний месяц работы забывает о том, что бесплатный сыр (и бесплатное что-угодно, включая бухуслуги) бывают только в мышеловке. И мышеловку эту он сам же себе и подсовывает, когда «прощает бухгалтеру свои долги».
В чем состоит мышеловка? Не только в нерассчитанных налогах или несданной отчетности. И не только в невозвращенной базе данных. Все это исправимо и восстановимо. Мышеловка — это другое. Это те маленькие секреты (например, финансовые или кадровые), которые есть у каждого предпринимателя, особенно мелкого. Бухгалтер о них, разумеется, знает — зачастую даже больше, чем ему хотелось бы знать. Он знает также, что если держать эти секреты в темноте, они будут вести себя прилично. Но стоит их вынести на свет, они сразу же начинают плохо пахнуть.
Оговорюсь, что далеко не каждый уполномоченный бухгалтер пойдет на то, чтобы выносить сор из избы клиента. Более того, чтобы он это сделал, ему нужны ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ веские причины. И неоплаченная работа не всегда может быть такой причиной. Уверена, что большинство из моих коллег просто махнет рукой и постарается забыть о потере как можно быстрее. Но знаю также, что найдутся и те, кто захочет устроить своему бывшему клиенту (или бывшему работодателю, кстати) маленькую профессиональную месть — и уже не из-за денег, а сугубо из «спортивного интереса». И если эта месть состоится, вот тогда клиент поймет, в какую глубокую «мышеловку» он сам себя загнал.
Какой из этого всего вывод? А такой, что у любых отношений есть начало и конец. И отношения между предпринимателем и бухгалтером в этом смысле ничем не отличаются от отношений между, например, супругами. И когда эти отношения заканчиваются, их лучше «провожать» без взаимных претензий и наоплаченных долгов, т.е. что называется «по уму». Вопреки расхожему мнению от него в наше время бывает больше пользы, чем горя.