Компании: | 88 642 (+2) |
Товары и услуги: | 111 338 |
Статьи и публикации: | 6 569 (+1) |
Тендеры и вакансии: | 743 |
У нас очень распространен термин «антикризисное управление». На мой взгляд, выражение само по себе неправильно и абсурдно: менеджмент не должен бороться с кризисом, все интеллектуальные ресурсы необходимо направить на извлечение максимальной прибыли из сложившейся ситуации, на использование новых возможностей, которые дает кризис. Управление бизнесом должно быть не антикризисным, а эффективным, тогда и в условиях кризиса компания сможет успешно развиваться.
Ждать стабильности в современном мире - бессмысленно, ее не будет никогда. Постоянные изменения в национальной и мировой экономике заставляют всегда держать руку на пульсе событий. Надо понимать какое новое пространство задает кризис и в этой ситуации правильно ориентироваться, развернуть организацию, команду, менеджмент к появившимся новым возможностям. Мне кажется, в этой ситуации логичнее говорить о современном регулярном менеджменте. Эти механизмы управления существуют давно, они проверены не одной успешной компанией и не одним десятилетием истории. В условиях глобального мирового кризиса успех придет к тому, кто обладает этими механизмами.
Если спросить известных российских предпринимателей: «Какие возможности дает вам кризис? Почему вы называете это время «прекрасным»? Ответ прост: кризис - это новые ценовые и товарные ниши, возможность обновления ассортимента, это прекрасная возможность подбора кадров в условиях масштабного сокращения, именно в это время снижаются цены на отдельные виды материалов и товаров, срабатывает мощное интеллектуальное напряжение, которое способствует генерации нестандартных идей для роста эффективности компании. Кризис, на самом деле, идет многим на пользу: происходит естественная перестройка финансовой системы, возникают новые, более реальные и справедливые пропорции на рынке. Рынок становится умнее и конкурентнее.
Важно действовать максимально быстро и решительно. На долгие раздумья просто нет времени! Оперативно нужно разработать адекватную ситуации модель поведения, сформировать жесткую мобилизационную программу, сконцентрировать денежный ресурс, пусть он и небольшой, и направить его на реализацию выбранной программы. Потребуется переход с активной рекламы на активный маркетинг. Сегодня нельзя рекламировать вчерашний продукт. Когда маркетинг нам открыл новую нишу, мы снова возвращаемся к рекламе, но продвигаем уже совершенно новый продукт, интересный в изменившихся условиях.
- Слабая позиция - жаловаться и жалеть себя. Наших предпринимателей можно поделить на три группы. Слабые, которые паникуют и говорят: «Нам бы выжить». Немного посильнее те, кто хотят сохранить планку, которой уже достигли. А третьи - действительно сильные предприниматели - стремятся получить максимальные прибыли от этого кризиса. Если хотите достичь успеха, нужно быть готовым работать по 25 часов в сутки. Надо быть оптимистом и верть, что внутренние резервы компании бесконечны: нет пределов снижения себестоимости, нет предела повышению производительности труда, внутренний потенциал человека - бесконечен.
В сущности, не нужно изобретать велосипед: эффективные инструменты управления существуют уже лет 10... Конечно, трансфер, прямой перенос передовых практик на собственный бизнес позволяет гораздо быстрее, с меньшими усилиями и затратами достигать больших результатов. Наше отставание от Американского менеджмента на пару десятилетий, с одной стороны, печально, но с другой стороны, оно дает нам возможность пользоваться готовыми и проверенными разработками в сфере управления бизнесом. Конечно,необходима адаптация к специфике российской деловой среды. Русский бизнес - не американский и даже не европейский, и тем более не японский. Но нужно учитывать все потенциально приемлемые решения, и из этого массива высекать нужное, шлифовать и корректировать. Каждый кризис уникален. 21 век сильно отличается даже от предыдущего 20-го, что уж говорить о более давних временах. С другой стороны, всегда есть некая кризисная константа - набор факторов, сопутствующих практически каждому кризису, вне зависимости от времени: безработица растет, рыночные ниши освобождаются, деньги замораживаются и связываются, хотя денежная масса в целом не уменьшается...
Есть очевидные показатели эффективности, такие как рентабельность, прибыль, себестоимость, объем производства, доход, выручка и качество производимого продукта. Но стоит обратить внимание и на те показатели, которые у нас до сих пор недооцениваются - это оборачиваемость и производительность труда и, конечно, стоимость капитализации, то есть, будущая многолетняя прибыль. Чтобы будущая многолетняя прибыль постоянно росла, нужно не просто работать, а работать эффективно, и бизнес необходимо воспринимать именно как систему управления параметрами эффективности.
К сожалению, рыночным реформам в России 15 лет, а некоторые наши бизнесмены до сих пор смотрят на свой бизнес с позиции «внешней жертвы». Взрослые бизнесмены жалуются на сезон, нестабильность ситуации, нехватку оборотных средств, на наличие конкурентов... Люди хотят найти верное решение в одно касание, а неприятные внешние обстоятельства воспринимают как проблемы и, естественно, попадают в замкнутый круг, безуспешно пытаясь решить их. А надо принять это как данность.
Сегодня многие жалуются на кризис: «Это главная проблема, которая на нас скатилась», - говорят бизнесмены. Но кризис - не проблема, а объективная реальность, испытание, которое немногие выдержат. Он является индикатором, четко выявляющим, насколько компания готова к стрессовым ситуациям. Это, конечно, не самое приятное время, но стоит ли бояться? Скажем, нарыв - это тоже неприятно, может быть даже заражение крови. Но когда нарыв вскрывается, организм начинает выздоравливать. Жестковатое сравнение, но это, как кровопускание. Организм стареет и болеет - и подобные меры ему необходимы. Мировой кризис, который охватил и нашу экономику, приведет к ее оздоровлению.
Сегодняшний кризис - это и угрозы и возможности для развития бизнеса
Объективнее всего об успешности компании может рассказать ее положение и поведение на рынке. Главный судья - рынок.
Технология управления «выстрелит» только при условии мотивации на всех уровнях, соответствующей квалификации сотрудников и управленческой воли и решимости управляющего состава. Три важные составляющие: решимость, активность, ответственность.
Путь к успеху компании лежит через эффективную работу и высокоэффективный менеджмент.
Сильная компания - это высокоэффективная компания, которая ставит перед собой задачу быть лидером и неумолимо движется к выполнении поставленной цели.
По материалам консультаций с С.В. Хайнишем
Профессор, доктор технических наук, директор Центра управленческого и инвестиционного консультирования «IMI Консалтинг» при Международном научно-исследовательском институте проблем управления, визит-профессор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и «Центра Бизнес-Образования» (ЦБО) (Екатеринбург); руководитель управленческих курсов по активному развитию организаций, автор бизнес-курсов и мастер-классов по современному менеджменту и созданию компаний мирового класса, ведущий полевой консультант по управлению в России, имеет многолетний опыт консультационной, экспертной и учебно-практической деятельности в России и за рубежом.